Теракт, который произошел 22 марта в «Крокусе», никого не оставил равнодушными. Трагедия, произошедшая в нашем регионе, потрясла буквально всех. Как бы мы, взрослые, не хотели оградить детей от потока информации, это вряд ли возможно. Стоит ли обсуждать с детьми подобные происшествия? Как это правильно делать? Советы от психолога «МедВедика» Анны Андреевны Бухтеевой.
Первая рекомендация: смотрим на возраст ребенка. Если речь идет о дошкольнике, то даем общую оценку ситуации — хорошо/плохо. Школьникам младших классов разъясняем термины без лишних эмоций. С детьми старше 14 лет говорим как со взрослыми.
В чрезвычайных ситуациях, связанных со здоровьем и жизнью, следует вспоминать правило, которому учат пассажиров самолетов: «Сначала наденьте кислородную маску на себя, а затем — на ребенка!» Если вы сами не в состоянии справиться с эмоциями и адекватно оценить ситуацию, возьмите небольшую передышку, как правило, несколько мгновений в тишине помогают собраться с мыслями. Выполните небольшую дыхательную практику: вдох носом — задержка дыхания — выдох ртом — задержка дыхания...
- Начните с себя. Попробуйте выровнять свое эмоциональное состояние и только после этого начинайте разговор с ребенком. Учитывайте, что дети — это отражение взрослых. В большинстве случаев они оценивают критические и экстремальные ситуации, основываясь на вашем опыте. Эмоциональное состояние родителей является для ребенка главным ориентиром. Видя растерянность и страх мамы или папы, дети начинают бояться тоже.
- Если ребенок посмотрел новости, услышал информацию от сверстников и задает вам вопросы, не следует избегать разговора и оставлять его один на один со своими мыслями. Старайтесь отвечать сдержанно и объективно, без детализации и подробностей, по возможности избегая лишней эмоциональности. В этот период важно не только говорить, но и слушать ребенка, давать ему выражать свои чувства и откликаться на них.
- Постарайтесь предотвратить так называемую «травму свидетеля». Обязательно контролируйте, к каким информационным ресурсам имеет доступ ребенок. Многие из них сейчас содержат фото и видео жестокого характера. Всё это может пагубно повлиять на психику ребенка. Необходимо ограничить доступ детей к такому контенту и объяснить это попыткой защиты от недостоверной (фейковой) информации в сети Интернет.
- Обсуждая произошедшее, обязательно напомните ребёнку правила безопасного поведения во время ЧС с учётом его возраста. Напомните, как он должен действовать в ситуации, которая кажется опасной.
- Фильтруйте поступающую информацию с учетом возрастных и эмоциональных особенностей ребенка. Да и сами избегайте чрезмерного погружения в произошедшее. Не стоит часами смотреть новости на эту тему по телевизору, листать ленты новостных каналов в телефоне. Попробуйте найти совместное занятие, которое позволит отвлечься от печальных мыслей.
Для детей очень важно знать, что окружающие их взрослые — это надежные и верные люди, на которых можно положиться. После такой трагедии особенно важно дать детям чувство безопасности. Следует сделать упор на то, что взрослые охраняют детей везде — дома, в детском саду, в школе и т.д. Необходимо жить дальше и вместе верить и надеяться, что такие ситуации больше не повторятся.
Если вы чувствуете, что не в силах самостоятельно справиться с тревогой, если заметили, что ребенок замкнулся, сильно переживает, плачет, боится — обращайтесь за психологической помощью и поддержкой к квалифицированному специалисту. Такую помощь можно найти и в «МедВедике». Наши администраторы подберут подходящее время для приема.